Lawyered [#1]

  • RINATA
  • Life
  • 04 ноября 2018

Я посвящаю консалтингу седьмой год своей жизни. Нравится ли мне? Ну если бы не нравилось, я бы давным давно свалила в индустрию или "счастливая жена и мать двоих". А раз я тут, значит, это то, что я в данный момент люблю и выбираю. 

У Максима Батырева есть две книги "45 татуировок продавана" и "45 татуировок менеджера". О них я как-то писала ранее. Очень крутые книги. Хотелось бы мне тоже обозвать все это сорока пятью татуировками консультанта, но это уже какое-то нелепое воровство идеи. Есть еще Майя Акишева с ее грошовыми мудростями. Крутое название тоже. Простое и очень емкое, много дающее и не претендующее на единственное верное мнение. Круто в общем. Уроками выживания обозвать все это дело тоже круто, даже слишком круто. Несмотря на то, что каждый из нас предпочитает свои персональные грабли, хочется делиться своими. Для кого-то это покажется высокомерным - писать о консалтинге так рано, когда ты еще не сложила в его ящик лет двадцать своей жизни, но другим будет весело: кто-то вспомнит себя, кто-то получит мои грабли в аренду. 

Короче, пусть это будут просто мои истории. Так вот, о чем я? Нет ничего ценнее людей.

Важно понимать, что консалтинге без любви к людям никак. Людей нужно именно любить, потому что больше любви и своего опыта ты им мало что можешь дать, в свою очередь, они зачастую пашут как проклятые, нарабатывая опыт и зарабатывая деньги: для себя, для тебя и для компании. Люди - это твоя команда, и ты не имеешь права потерять ни одного бойца. 

Всегда вспоминаю начало карьеры. Мы с Д были двумя зелеными человечками и пахали так, что мама не горюй. Это были не 8-10, а 16-18 часов в сутки. Мы уходили в 2-3 часа ночи (и дело было не в эффективности), и снова приходили к началу рабочего дня, чтобы продолжить. Почему? Потому-что гиперответственность, мать ее. Однажды, я рассказываю эту историю как страшный сон, мы с Д провели без сна 47 часов. 47 ГРЕБАННЫХ ЧАСОВ. В 6 утра первого дня я съездила домой - приняла душ, переоделась и снова поехала к 7 на работу - добивать. Был практически New Year Eve. Офис был пустым и только две, а иногда три пары уставших глаз смотрели в монитор. Каким был мой Новый год? Ужасным, из меня будто ушла жизнь.

Были ли в процессе первых лет работы истерики? О, да! Я плакала в пустых конференц-комнатах, в туалете, на балконе, в лифте, на лестнице, за завтраком, в магазине, в джиме, везде, где можно было и где не замерзали слезы. Это были слезы усталости. В жизни раньше с таким не встречалась. Но тут просто физическое и эмоциональное истощение. С другой стороны, вроде и на шахте не работали, а просто сидели и тыкали пальчиками в клаву, но спали по 2-3 часа в сутки, не видели родителей и друзей, забыли, что такое личная жизнь. Были зелеными, ответственными и очень хотели расти. 

Почему это происходило? Ин май хамбл опинион, это система. Мы делали так, как учили нас. Оставляли ли мы людей работать до ночи? Да. (Мне сейчас за это безумно стыдно) Нас же оставляли. Мы это воспринимали как норму, как шанс для роста, мы не видели других путей и не задумывались о том, что work&life balance - это не словосочетание из тоста Гуф, а действительно существующая вещь. И, знаете, на фоне всего этого, я думала, что это невозможно - работать по 8 законных часов в сутки. Да что там невозможно, стыдно-то как уходить в 6. 

Потом менеджером стала я. И, как мне кажется, все поменялось (опять будет фейспалм, если мои ребята скажут, что поменялось только у меня в голове). Нет, я не бог тайм-менеджмента, я тоже до сих пор работаю по ночам. Но один принцип я не нарушу никогда - уходить отдыхать оставляя своих людей без сна и отдыха. Ни при каких условиях, что бы не случилось. Во-первых, отдохнувший консультант - более эффективный консультант, во-вторых, отдохнувший и довольный жизнью консультант - более внимательный консультант, в-третьих, отдохнувший и полный сил консультант - счастливый консультант. А ведь это так прекрасно - работать с людьми счастливыми. А еще счастливый консультант - это высокий уровень лояльности к фирме и руководству. Так что давать человеку сон - в твоих непосредственных интересах. 

Ну и в целом, немного о страшном. Где гарантия того, что твой уставший консультант завтра не выйдет в окно или не умрет за письменным столом, добивая ресерч, который ты будешь смотреть только через два дня? Стало страшно? Поздравляю. Значит ты нормальный здравомыслящий человек.

Хотя, знаешь, и этот принцип можно нарушить - если все сумасшедше срочно и ты вместе со своими ребятами впахиваешь до утра. Если ты можешь отследить их состояние. Когда ты уверен, что все будет хорошо и после закрытия проекта вы все отдохнете, а потом еще и откроете шампанского за успешное завершение. Тогда трудитесь вместе. Совместный труд, как говорил Матроскин, объединяет. 

А вообще, страх того, что с твоими людьми что-то случится - это именно тот первый пинок, который заставил научиться смотреть на людей по другому. Не как супервайзор - подчиненный, а как человек и человек. Работая в консалтинге, ты зачастую смотришь на человека как на консультанта из призмы 4 критериев для оценки -  Performance, Team work, Quality and Client relations. Важно понять, что человек - это намного больше, чем консультант. 

Расставаясь с консультантом, приложи максимум усилий, чтобы ненароком не расстаться с человеком. Критикуй консультанта, но люби в нем человека. Всегда. У меня все. Можете закидывать помидорами.  

R

P.S. Я пыталась и пытаюсь поддерживать и вкладывать в каждого, и сейчас так отрадно слышать, когда твои ребята (за которых я до сих пор переживаю), разлетелись по компаниям, странам и городам, но все-равно тебя помнят, звонят, узнают как ты, и не собираешься ли к ним. Таю.  

Photo by https://www.behance.net