Семена надежды Ай Вэйвэя

  • Nurgul
  • Art
  • 19 февраля 2019

Ai Weiwei
Sunflower Seeds, 2010
Art installation

Made in China / Сделано в Китае – с чем у вас ассоциируется это словосочетание?

Традиционно, производство фарфора проходит в 30 этапов, и нельзя пропустить даже один из них. 100 млн фарфоровых семечек подсолнечника общим весом 150 тонн выполняли и вручную раскрашивали более 1600 рабочих на протяжении 2,5 лет.
Сразу 3 большие темы затрагивает Ай:

  • Политика: Председателя Мао уподобляли солнцу и изображали в окружении подсолнухов, его последователей. Сама инсталляция громадная, площадью 1000 кв.м., передает необъятность Китая. А каждое семечко – это гражданин, покорный режиму в стране, но все же способный восстать против него;
  • Культура: тысячелетняя история производства фарфора в Китае. Для выполнения работы Ай выбрал городок Цзиндэчжэнь, который в древние времена поставлял фарфор в императорский дворец и по сей день известен как «Столица фарфора»;
  • Экономика: критика массового производства – продукта культуры потребительства, особенно на Западе, который стал главным импортером китайских изделий. А также вызов стереотипам вокруг понятия «Сделано в Китае» и представление традиционных и трудоемких методов работы.

А самое важно значение этой работе придают, конечно, люди, которые стоят за созданием - огромная рабочая сила. Она также напоминает нам о том, что зачастую то, что мы видим, не всегда реальность и правда. Сначала люди думают, что это - обычные семена подсолнечника. Ложь. Глядя на масштаб и количество этих семян, они думают, что они скорее всего были произведены на каком-то заводе. Тоже не правда.

Инсталляция также создает ощущения причастности. В то время как западное общество выступает за идею индивидуальности, Ай Вэйвэй наоборот заставляет людей задуматься о себе как о маленьком фрагменте чего-то общего, и каждый участвует в создании этого общего, будь это общество, окружающая среда или рабочая сила.

Искусство Ая определяется его политическими взглядами и глубокими знаниями истории и культуры родной страны. «Всё - искусство. Всё - политика», - утверждает он. Каждая его работа - это всегда вызов. Правительствам, обществам, себе. 

Сейчас моему любимому Ай Вэйвэйчику 61 год, со своей семьей он живет и работает в Берлине.

Все фотографии - собственность Tate Modern.